Как выглядит автомобильный компьютер
Мы уже привыкли, что домашний компьютер может все. Он способен быть рабочей станцией, музыкальным центром, телефоном, телевизором, кинозалом и игровой зоной, источником информации и общения и многим другим. И почему бы такому универсальному устройству, как компьютер, не поселиться в машине? Там он сможет объединить в себе функции всех самых навороченных магнитол и навигаторов, а так же предоставить пользователю множество других возможностей, вообще нетипичных для автомобиля.
НЕ КАЖДЫЙ КОМПЬЮТЕР... КОМПЬЮТЕР! |
Автомобильный компьютер часто путают с компьютером бортовым, хотя он не имеет с ним ничего общего, кроме названия. Бортовой компьютер — это простенькое устройство: интерфейс с небольшим ЖК-дисплеем и парой клавиш, который соединен с блоком управления двигателем и позволяет водителю пользоваться информацией вроде ежедневного пробега, мгновенного расхода топлива, напоминаний о необходимости пройти ТО и т. д. Наиболее навороченные бортовые компьютеры могут принимать от блока управления сигнал о неисправности и расшифровывать его на экране в виде текстовых подсказок — что вышло из строя и как теперь быть. Ни о каких иных возможностях, операционных системах или программах речь не идет. |
ОТ КАМЕННОГО ВЕКА К…
Кстати, самые первые carPC появились именно от неудовлетворенности автомагнитолами. Были они сплошь кассетными, ибо редкие и дорогие «сидишные», кроме аудиодисков, ничего не проигрывали. А формат MP3 в машине иметь уже хотелось, да еще и в комплекте с возможностью хранить MP3-файлы, желательно в неограниченном количестве — как на домашнем компьютере. В общем, очевидная мысль — установить компьютер в автомобиль — постепенно начала посещать светлые головы.
Для этого предстояло решать задачи сложные и героические. Самой большой трудностью была добыча информации об MP3-треках без монитора и управление ими без клавиатуры и мыши. Путем сложных экспериментов был придуман и создан выносной модуль-контроллер с несколькими кнопками и небольшим ЖК-дисплеем, который располагался рядом с водителем и подключался к стоящему в багажнике системному блоку. Этот контроллер отображал музыкальные треки и позволял ими управлять. В общем, после преодоления многих проблем счастливчик получал здоровенный сундук в багажнике, который хранил и даже успешно воспроизводил MP3-музыку. И все — больше эта конструкция ничего не умела.
Когда CD/MP3-ресиверы перешли в категорию доступной техники, а автомобильные ЖК-мониторы всех видов перестали быть экзотикой, развитие автокомпьютеров пошло по «домашнему» направлению. Пользователям захотелось иметь в машине все функции PC. Причем не только те, которые компьютер выполняет дома, но и чисто автомобильные фишки, типа GPS-навигации или дорожной видеорегистрации...
И появилось целое движение технофанатов, которые увлеченно взялись оснащать компьютерами свои автомобили.
ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ УСТАНОВИТЬ CARPC
Однако автомобильные магнитолы с каждым днем обрастают новыми функциями, причем достаточно серьезными, поэтому отношение к автомобильным компьютерам у многих водителей довольно скептическое: «Да у меня магнитола и музыку, и видео крутит, а у знакомого вообще все есть — даже большой дисплей выезжает, на нем и видео, и навигация! Что еще нужно? Зачем компьютер?!»
Мнение это весьма распространенное, вызвано оно и красивой рекламой новинок в автомобильной прессе, и полной неосведомленностью публики о таком явлении, как автомобильные компьютеры. Поэтому о функциях carPC четкое представление имеют только единицы. Значит, нужно провести сеанс ликбеза и подробно рассказать о том, почему автомобильный компьютер — это хорошо.
Причина первая
Автомобильный компьютер полезен в повседневной эксплуатации. Правда, как мы уже сказали, очевидно это далеко не всем. Ведь каждая вторая магнитола воспроизводит все форматы аудио- и видеофайлов на собственном или внешнем мониторе, навигаторов всех форм и цветов — завались, GPRS-интернет — на каждом коммуникаторе. Но это все куча разных устройств. А carPC — один, и дает все, что только можно потребоваться в машине, и даже намного больше.
Но главный мегаплюс — уникальные по сравнению с любой аппаратурой универсальность и гибкость системы. Возник новый формат аудио- или видеофайлов — нужно всего лишь установить на компьютер соответствующий плеер или кодек. Появился повсеместно быстрый интернет WiMax — достаточно просто докупить USB-WiMax-адаптер. Выпустили новую очередную навигационную программу — ну так надо ее протестировать, установив демоверсию программы в дополнение к уже имеющимся пяти. С мультимедийными магнитолами и коммуникаторами подобные фокусы не пройдут: апгрейд железа и софта либо весьма дорог, либо вовсе невозможен.
Причина вторая
Заполнение пустот. СarPC поселяются в любых машинах, от «газели» до BMW, но наиболее уместны они (в первую очередь при некоммерческой — самостоятельной — установке) все же в тех авто, где чего-то не хватает. Недорогой или немолодой автомобиль кажется пустоватым, несовершенным, вызывает желание наворотить там всякого-разного, на что, заказывай владелец штатные опции, ушло бы целое состояние. Поэтому carPC — отличный способ недорого оснастить свое авто уникальными приборами, которых нет и не будет у аналогичной машины, а то и классом выше.
Причина третья
Эксперименты с carPC может начать любой, причем финансовые затраты будут минимальными, тогда как шансы на успех — наоборот, очень высокими. Успех, кстати, может стать не только сугубо функциональным, когда автомобиль будет укомплектован под нужды владельца от и до — чуть ли не тапочки в зубах будет ему подносить. Таким нехитрым образом можно еще и пыль в глаза пускать. И это несмотря на то, что публика уже наелась публикациями о тюнинге, нагулялись по разным «Автоэкзотикам», а меганавороченные аудиоинсталляции редко кому сносят башню. Но при этом компьютер в автомобиле для большинства людей все еще остается чем-то удивительным. И простейший комплекс из системника (сюда подойдет ноутбук с разбитой матрицей за скромные $200), подключенный к недорогому монитору и AUX-входу автомагнитолы, аккуратно установленный в автомобиль, производит на людей неизгладимое впечатление — вроде джакузи вместо заднего сиденья.
Причина четвертая
Техническое творчество и эксперименты. Компьютерная техника с ее унифицированными разъемами и легким монтажом многим позволяет чувствовать себя технарями и уверенно реализовывать свой техническо-творческий потенциал. Компьютер в автомобиле — широчайшее поле для экспериментов с железом и софтом в сложных и нестандартных условиях. Даже идя по упрощенному пути при создании несложной компьютерной автосистемы, каждый сможет найти оригинальные и нетипичные технические решения, которые позволяют сильно поднять личную самооценку.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА
Впрочем, перечисленные нами причины кому-то могут показаться неубедительными — техноромантики далеко не все, практичных скептиков куда больше.
Для них разберем автомобильный компьютер от А до Я.
Начнем с его функций. Во всем ворохе возможностей carPC можно выделить четыре основных направления: мультимедиа, навигация, видеорегистрация и доступ в интернет.
Мультимедиа
«Всеядность» современных мультимедийных автомагнитол относительна: некоторые форматы аудио- и видеофайлов они не поддерживают, а если и соглашаются милостиво воспроизвести песенку, то получается это криво и странно. Количество поддерживаемых магнитолами кодеков ограничено, а обновить их по компьютерной методе — скачав последний K-Lite — невозможно. Поэтому сarPC — несомненный лидер по поддержке всех типов мультимедийных файлов и носителей, а так же по управлению ими.
Мультимедийная программа-оболочка для удобства управления при движении |
Ни одна магнитола не обладает полным набором интерфейсов для внешних источников мультимедиа: у одной нет линейного входа, у другой — USB, никто не читает карты типа CF, XD или Memory Stick, а адаптер для iPod часто идет как очень дорогая опция. CarPC способен работать со всеми типами медианосителей и медиаисточников с помощью CD/DVD-привода, AUX-входа, кард-ридера, USB-хаба, «блютуса» для A2DP-плееров, телефонов и hands-free. Разумеется, нет никаких проблем с количеством вложенных папок, одновременно выводимых на экран треков и роликов, созданием плейлистов, отображением русских названий, управлением файлами (переименование, перемещение, систематизация).
Ценителям качественного звука carPC может предложить значительно больший сервис, нежели основная масса головных устройств. Разнообразие настроек и функций звуковоспроизводящих программ вкупе с высококачественной звуковой картой позволят создать концертный зал на колесах или машину соревновательного уровня. И все это — с меньшими затратами, нежели предлагают автоаудиобренды на базе своих «голов» и звуковых процессоров. Желающим построить автокинозал понравится легкость реализации 5.1-канального «дивидишного» звука, так как выбор автомагнитол с выходом DTS или Dolby Digital пока невелик, а наличие его далеко не всегда гарантирует соответствие магнитолы всем остальным вашим пожеланиям.
Компьютерные игры в машине в их современном понимании — фанатизм, граничащий с безумием, и с этим нельзя не согласиться. Однако несложные, но яркие и красочные игрушки из разряда тех, что принято называть офисными, никогда не будут лишними. И ребенка отвлечь, и самому скрасить ожидание в пробке, покрутив, скажем, лягушку «Зумы». Тем более что ресурсов «железа» они не требуют. И потянет их carPC в любой конфигурации.
Навигация
«Услуги» навигации предоставляют несколько разновидностей устройств, и все они — не без недостатков.
У большинства PND (portable navigation device) главная проблема — неспособность получать извне информацию о пробках и с ее учетом корректировать маршрут. Путеводные свойства большинства программ схожи, но их функциональность без информации о пробках резко падает. Для некоторых пользователей — даже до состояния полной непригодности. Также нет возможности устанавливать более одной навигационной программы (для Москвы, иных крупных городов или бездорожья удобен разный софт), да и карты к популярным «путеводителям», типа iGO, «Навител Навигатор», «Автоспутник», «Garmin Навиком» обновляются в лучшем случае раз в полгода, что в условиях постоянно растущих и перестраивающихся городов — непозволительно долго.
На экране 8 дюймов навигация гораздо нагляднее! |
Еще одна проблема — маленькие дисплеи. Правда, казалось бы, голосовые подсказки дают возможность почти не смотреть на экранчик устройства и радоваться исключительной компактности девайса. Реально же роль дисплея гораздо выше, а на таких мониторах почти ничего нельзя разглядеть (особенно при уменьшении масштаба), да и оперативно управлять устройством пальцем непросто.
Самые верные и оперативные данные о пробках есть в тех навигационных программах, которые используют данные обратной связи без влияния человеческого фактора, автоматически. Для работы с этими программами нужен выход в интернет. GPS-приемник в составе навигационной системы всегда знает, с какой скоростью машина движется и в каком направлении. Эту информацию он регулярно сбрасывает через GPRS на сервер. И уже программа на сервере формирует максимально объективную и актуальную картинку, основанную на информации от тысяч реально движущихся (или стоящих) по реальным улицам города автомобилях. Так, например, получает (и, соответственно, раздает пользователям) данные о пробках навигационный софт CityGuide (www.probki.net). А еще CityGuide обещает бесплатное ежедневное мобильное обновление карт через GPRS. Если сегодня где-то появился «кирпич» или пропал поворот, завтра это уже будет на вашей карте.
Использовать навигационные программы с реальной информацией о пробках и оперативно получать обновления карт позволяют коммуникаторы или смартфоны с GPRS- и GPS-модулями. К тому же на них можно устанавливать сразу несколько навигационных программ. Но и они не лишены тех минусов, что и PND: диагонали дисплея коммуникатора в 3-4’’ объективно недостаточно для навигации. Что уж говорить о крошечных экранчиках смартфонов.
Навигация на дисплеях в 6,5-7’’ имеется в некоторых мультимедийных головных устройствах (магнитолах) и некоторых штатных аудиосистемах. Но картину опять-таки портят отсутствие GSM/GPRS и, как следствие, данных о пробках и плохое обновление карт.
CarPC же совмещает все лучшие функции и добавляет свои. Проблемы с пробками и свежими картами решены так же, как и на коммуникаторах/смартфонах: CityGuide, GPS-приемник и GPRS-или CDMA-модем — и на экране полноценная векторная карта, пробки и обновления. Кроме возможности установки нескольких программ мощный процессор позволяет одновременно использовать и браузер, и MP3-плеер. Винчестер способен хранить множество карт, в том числе и увесистых растровых. Да и дисплеи с диагональю 7-8’’ и разрешением 600х800 точек радикально отличаются как от небольших экранов портативных устройств, так и от больших экранов магнитол, которые выводят данные на экран с куда меньшим разрешением.
Именно carPC способен дать максимально эффективную навигацию. Но он даст ее человеку, который не ленится работать головой и пользуется с помощью автокомпьютера лучшими свойствами различных навигационных источников. Идеального софта нет. И даже казалось бы эффективных программ, вроде CityGuide, не всегда достаточно. Поэтому продвинутые «карписишники» не пренебрегают никакими источниками информации, которые может дать carPC — и ресурсом «Яндекс.Пробки», и данными «Смилинка», и изображением с дорожных веб-камер.
Видеорегистрация
Тем, кто много времени проводит за рулем, часто приходится сталкиваться с проблемными ситуациями. Это и пресловутые «подставы», и аварийные дела, и вымогательство гаишников. Да и вообще в целом наши дороги и наши водители — тот еще зоопарк, и любителям забавных, необычных или даже трагичных видеороликов есть что поснимать — только успевай сливать на YouTube. Поэтому непрерывная видеозапись дорожной ситуации — важный фактор личной безопасности и отдушина для «сам-себе-режиссеров», у которых часто время, проведенное за рулем — единственно свободное для любительской съемки.
Многофункциональный видеорегистратор серии GDV |
Многие знают о компактных видеорегистраторах на флэш-памяти за сотню баксов. Однако иначе как игрушками их назвать трудно. Примитивный функционал, несменная камера с маленьким разрешением и плохой светочувствительностью, низкая частота кадров. А у некоторых даже отсутствует видеовыход, чтоб тут же, на трассе, продемонстрировать снятое видео оппоненту — второму участнику ДТП, «подставщику» или гаишнику, дабы разрулить ситуацию на месте.
Эффективная техника тоже есть, но о ней известно куда меньшему количеству автолюбителей. Это приборы, регистрирующие на флэш-памяти или жестком диске сигналы с четырех и более камер, причем записывается как изображение, так и звук. Видеорегистраторы работают с любыми камерами, в том числе с беспроводными, и способны включаться по сигналу охранной системы, накладывать на изображение GPS-координаты, действия водителя (включение поворотников, стоп-сигналов, габаритов, открытие дверей) и т. д.
Например, хорошим функционалом отличаются устройства серии GDV (www.cardvr.ru). Небольшое энергопотребление позволяет им писать видео ночь напролет и фиксировать все — от малолетних хулиганов, забравшихся в автомобиль у подъезда, до номера машины, зацепившей вас при маневре на парковке и скрывшейся с места ДТП. Впрочем, цена этих устройств впечатляет не меньше, чем их возможности — стоимость регистратора составляет 14-16 тысяч рублей. И это только за устройство (без камер, памяти и монитора), которое, кроме видеозаписи, ничего больше не умеет.
Поэтому за такую сумму куда практичнее установить гораздо более многофункциональный carPC. Ток он, разумеется, потребляет больший, и оставлять его в режиме видеозаписи на ночь — рискованно. Это, конечно, минус. Но зато единственный. А манипуляциями с видеозаписывающим софтом, различными типами камер, платами видеозахвата и производительностью системы можно решать практически любые задачи. Сюда относится съемка «глазами водителя», обзор при маневре задним ходом, запись общения с пассажирами или собеседником с противоположной стороны двери, отправка видеоролика через GPRS и т. д. Этим автомобильный компьютер отличается от навороченных специализированных систем видеонаблюдения, где все критичные для водителя недостатки приходится принимать такими, как есть, без возможности их исправить.
Интернет
Без выхода в интернет любой компьютер сегодня если не мертвец, то уж точно инвалид. Стоимость и скорость различных видов мобильного интернета комментировать не будем — каждый решает сам для себя, какого количества байтов в секунду ему достаточно для комфортной навигации в Сети.
Нам важно потенциальное наличие нормального развлекательного серфинга по интернету как дома — с посещением ненужных ссылок только любопытства ради, параллельным скачиванием полезных программ, забавных видеороликов, флэш-мультиков и прочей ерунды, без которой уже не мыслит интернет-навигации избалованный безлимиткой пользователь.
Интернет на экране коммуникатора с диагональю 2-3’’ пригодным для нормального использования назовет только отчаянный оптимист. Ну, почту посмотреть, погоду, адрес, в аське поболтать — еще туда-сюда. Но не более. Все остальное — труднообъяснимый мазохизм. Поэтому, если вы уже не мыслите без нормального (подчеркиваем: нормального!) интернета свою жизнь, то для вас и вашего автомобиля подойдет только carPC — среди разнообразных предложений на рынке car-аудио и car-мультимедиа аналогов практически нет.
ДОРОЖНЫЕ ВЕБ-КАМЕРЫ |
Кстати, помощь интернета в деле навигации не ограничивается информацией о пробках и обновлением карт. Неплохим подспорьем порой оказывается просмотр изображений с веб-камер, установленных на дорогах. Количество их весьма скромное, и может показаться, что проку от них нет. Но это не совсем так. Камеры стоят, как правило, в таких узловых местах, через которые открывается (или наоборот — запирается), выход на важные магистрали и направления. Поэтому человек, знающий город и геометрию транспортных потоков, может делать весьма дальновидные выводы из скудной, на первый взгляд, информации с одной единственной камеры на достаточно значительном маршруте. Например, на www.taganka.cpms.ru/camera.php можно посмотреть на Таганскую площадь и на площади трех застав — Крестьянской, Рогожской и Абельмановской. |
КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ?
Разобравшись с функциональным многообразием автомобильных компьютеров, перейдем к архитектуре carPC.
По большому счету, автомобильный компьютер с точки зрения своего устройства мало чем отличается от компьютера домашнего. А это значит, что должен как минимум существовать системный блок — мозг всего автомобильного компьютера.
Безкорпусный монтаж carPC в нише заднего левого крыла Volkswagen Golf |
В «хоббийном» варианте чаще всего системный блок бывает самодельным — в виде многочисленных вариантов разнообразных ящиков из металла и пластика, которые владелец наполняет нужным ему железом. Размещается корпус под сиденьями, в багажнике, в бардачке — где угодно. Не редкость и «открытое» оформление, когда материнская плата и все прочие компоненты монтируются на куске какого-нибудь листового материала. Подобная компоновка удобна для размещения в естественных пустотах автомобиля — например, в нише крыла в багажнике.
Сенсорный монитор. Вариантов установки – множество |
Для компактных мобильных и специальных систем предназначены миниатюрные мобильные блоки (mini, nano и picoITX) и «маложрущие» процессоры. Но их ресурсов настоящим carPC-маньякам мало, поэтому в компьютеризированных авто сегодня встречается практически весь ассортимент современных компьютерных компонентов. В том числе и двуядерные процессоры. Видео и аудио, как правило, интегрированные (конечно, если владелец — не аудиофил и не фанат игр). Используются и вибростойкие ноутбучные 2,5’’ жесткие диски, и стандартные 3,5’’. Оптические приводы, как правило, «слимовые» с щелевой загрузкой, для подключения используется интерфейс USB.
Монитор, встроенный в консоль |
СРОК ЖИЗНИ CARPC |
Много вопросов у начинающих энтузиастов carPC и просто любопытных вызывает способность нормальной работы «домашних» компонентов в автомобильных условиях вибраций, влажности, перемен температуры. Этот вопрос был снят с повестки дня через несколько лет после появления первых автомобильных компьютеров — все работает без проблем и сбоев. Доказательство — тысячи компьютеризированных автомобилей, день за днем колесящих по «нашей Раше» от Краснодара до Якутска. Впрочем,
для новичков и скептиков есть на эту тему подробные FAQ. Подобные можно найти
на «карписишных» ресурсах: compcar.ru |
Блоки питания от автомобильной сети 12 вольт |
Использовавшаяся пионерами carPC-движения комбинация из преобразователя-инвертора 12/220 вольт и стандартного AT- или ATX-блока питания сейчас популярностью не пользуется из-за чрезмерного потребления тока и частых перезагрузок при вращении стартера. Сегодня применяются несколько видов специальных блоков питания для автомобильных компьютеров — полностью готовые промышленные, собранные самостоятельно, и даже переделанные ATX. В промышленных, а иногда и в самодельных блоках питания обязательно реализована защита от критического разряда аккумулятора, плюс несколько алгоритмов включения-выключения. Большинство промышленных блоков имеют безвентиляторное охлаждение, а некоторые имеют настолько миниатюрные размеры, что просто втыкаются в разъем питания на материнской плате.
В таких условиях куется будущее автомобильной электроники! |
Дополняют систему GPS-приемник, модуль Bluetooth, GPRS/CDMA-модем или телефон в роли модема, камера (одна или несколько), выносные входы для флэшек, кард-ридеры, USB-хабы, нарульные инфракрасные пульты. В общем, все что душе угодно.
Как основной интерфейс управления в автомобильном компьютере традиционно используется сенсорный монитор (с VGA-входом, разрешением от 600х800 и USB-интерфейсом для канала управления), ибо возиться с мышкой и клавиатурой в салоне не особенно удобно. Среди таких дисплеев относительно несложно подобрать нужный, хотя по меркам «неавтомобильного» мониторного рынка выбор более чем скромен. Самая распространенная диагональ — 7-8’’, при этом монитор может быть в «автомагнитольном» корпусе 1- или 0,5-DIN с моторизованным дисплеем или классического типа, как домашний. DIN-варианты устанавливаются в магнитольные отсеки и могут оснащаться встроенным FM/TV-тюнером и усилителем. Классические мониторы встраивают в консоли, подголовники, делают съемными — варианты ограничены только фантазией и, отчасти, конструкцией автомобиля.
carPC под водительским сиденьем. Самодельный корпус |
Однако попасть пальцами в ярлычки Windows и кнопки запуска программ во время движения автомобиля очень непросто, особенно если рассекаете вы не по гладкому Кутузовскому проспекту, а по сельской «трассе» где-нибудь под Саратовом. Для помощи водителю используются дополнительные программы-оболочки, заточенные для работы сенсорных дисплеев в автомобильных условиях. Основная фишка этих программ — удобные крупные кнопки и быстрый доступ к мультимедиа, как наиболее востребованному в пути софту и контенту. Одна из самых популярных подобных программ — In Car Terminal. О ней удивительно лаконично и грамотно отозвался один из пользователей форума www.pccar.ru: «...некоторое время назад достигла совершенства, стала бесплатной и прекратила дальнейшее развитие...».
Внешний USB оптический привод |
МАГНИТОЛА ЕЩЕ ПОСЛУЖИТ! |
На первый взгляд кажется, что при наличии carPC магнитолу, если она была, просто сам бог велел отправить «ф топку». Но не стоит торопиться. В случае недорогой и несложной инсталляции без крутой акустики и дополнительных усилителей магнитола с двумя парами колонок при помощи своего AUX-входа (или FM-трансмиттера, если линейного или AUX-входа нет) станет отличной усилительной частью carPC. Дополнительный плюс — удобный крупный энкодер регулировки громкости, FM-тюнер с хорошей чувствительностью и избирательностью (а не «игрушечным» домашним USB-FM-брелоком). Да и CD-привод магнитолы придаст системе нелишнюю гибкость. Ведь бывают ситуации, когда ваша фонотека из сотен гигабайт памяти и WinAmp на крупном дисплее совершенно не нужны, требуется просто длительное фоновое звучание незамысловатой музыки — с радио или CD. А на загородном пикнике магнитола вообще оказывается незаменимой — она потребляет гораздо меньше тока, чем автомобильный компьютер, поэтому безболезненное время работы для магнитолы на порядок больше. Понятно, что «умный» блок питания не даст аккумулятору машины разрядиться насмерть и вырубит компьютер, когда нужно, но этот момент вовсе не обязательно совпадет с окончанием вашей вечеринки, верно? |
СДЕЛАТЬ ИЛИ КУПИТЬ?
CarPC — это в первую очередь технохобби, но, разумеется, есть и «тематические» коммерческие компании. Несмотря на то, что эта сфера пока не очень развита, уже существует небольшой рынок частично и полностью готовых устройств и платформ, а также услуг по их установке или созданию системы с нуля.
Системный блок. Готовый покупной |
Не хочется собирать системник самому? Пожалуйста, можно приобрести готовый. Блок промышленного производства с корпусом в виде одного большого радиатора обеспечит компонентам эффективное пассивное охлаждение, защиту от пыли и повреждений, а установить его можно под сиденьем или в багажнике. Для автомобилей с 2-DIN-магнитольным отсеком отлично подойдет системный блок в виде «магнитольного» корпуса размера 1-DIN, а «вторым этажом» поверх него легко встанет семидюймовый моторизованный дисплей — тоже в «однодиновом» корпусе.
Все в одном» InFill G4 |
При желании можно купить не просто системник, но и продвинутый девайс типа all-in-one, выполненный в «автомагнитольном» формате 1- и 2-DIN: кроме собственно компьютера там уже есть моторизованный сенсорный дисплей, GPS-приемник, TV- и FM-тюнеры, усилитель и DVD-привод. Останется только подключить устройство к 12-вольтовой бортовой сети.
На базе готовых системников собрать собственный автокомпьютерный комплекс гораздо проще, а устройство «все в одном» вообще можно самостоятельно инсталлировать за полдня. Если не сильно морочиться с мелочами вроде не очень красиво проложенных проводов, эта работа покажется не сложнее установки автомагнитолы.
Разумеется, эти услуги могут предложить установочные студии и центры. Многие уже не делают круглых глаз при виде заказчика, желающего компьютеризировать свое авто, а тут же берут в работу его идеи или предлагают свою концепцию. Как на базе вышеупомянутых компонентов и девайсов, так и с нуля, собирая систему в любом корпусе и любом месте авто, из любых комплектующих, заказанных клиентом. Уже даже появились конторы, которые занимаются carPC не постольку-поскольку, а развивают это направление как основное и перспективное.
Установка carPC в автомобиль Toyota Ipsum в установочном центре DigitalCar |
Сильная сторона коммерческих инсталляций — качественное внешнее исполнение. Сложные арматурные работы по сборке-разборке салона, изготовление разнообразных накладок, рамок и иных декорирующих элементов, покраска в цвет, обтяжка кожей и иными материалами и т. д. — это то, что «кустарю-одиночке с мотором» часто сделать не под силу из-за отсутствия инструментов, материалов и навыков. Также услуги профессиональных установщиков незаменимы, когда необходимо серьезно поработать над аудиосоставляющей автомобильного компьютера. Конечно, собственно подбор, установка и настройка комплекса усилителей и акустики не имеет привязки к источнику звука — разницы между компьютером и автомобильной «головой» почти нет. Но от этого задача не становится менее трудоемкой и требующей опыта, знаний и умений, которыми может похвастаться далеко не каждый автовладелец.
Другое дело, что carPC как явление и движение зародилось и развивается в первую очередь не на заказчиках готовых систем, а на тысячах энтузиастов, самодельщиков, экспериментаторов, любителях технического творчества, нашедших оригинальную нишу для приложения своего креатива и делающих действительно удивительные вещи.
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ И ФИРМЕННЫХ CARPC
По прогнозам портала Automotive Design Line, в связи с необходимостью иметь в машине большую емкость для хранения навигационных карт и мультимедийного контента, уже в 2010 году все автобренды будут включать жесткие накопители в состав штатного оборудования машин. Однако это вовсе не свидетельствует о том, что в 2010 году все машины будут оснащены carPC.
В принципе, при современных темпах «оцифровки» и информатизации мира компьютер в автомобиле когда-нибудь станет таким же естественным элементом, как автомагнитола сегодня.
Вопрос в том, как он будет выглядеть.