Блог / Новости
08.04.2009 12:01:01
Уже
много лет на рынке Car Audio присутствуют сформированные пакеты
предложений для любых клиентов. Вы можете приехать в любую студию и
«специально» для вас будет готов набор компонентов, который обеспечит
наиболее правильное и качественное звучание системы в вашей машине.
Какое отношение это имеет к компьютеру в автомобиле? А самое
непосредственное! За последние годы аудиотюнинг автомобиля достиг
небывалых высот, а привычная для нас «американизация нации» дошла и до
автомобилей. На рынке появилось великое множество самой разнообразной
техники, которая позволит вам выделить свой автомобиль из «толпы».
Каким образом это происходит, мы постараемся рассказать в этой статье.
Истоки
Мы
не зря упомянули car audio в самом начале, ибо первое цифровое
устройство обладающее обратной связью, которое поселилось в автомобиле
«на постоянной основе», была обычная магнитола. Посему полноценное
развитие идей интеграции компьютера в автомобиль стало возможным только
благодаря Car Audio, как наиболее массовому явлению и увлечению
молодёжи. Данный сегмент рынка обновляется практически постоянно. Новые
модели звуковых «железок» анонсируются практически каждый месяц –
абсолютно любой автомобилист может подобрать себе звуковую систему по
вкусу, однако практически никогда не знает, что же он получит в итоге.
В общем, не верьте никому – настоящий прорыв компьютерам в автомобили
положила обычная магнитола и любой энтузиаст, охваченный идеями
компьютеризации машины, смотрел именно на «балалайку». Помимо
звуковой системы, в каждом современном автомобиле присутствует система
управления зажиганием, которую на сленге называют «мозгами». На деле
это не совсем обычный компьютер, который имеет свою собственную шину и
иногда может общаться c пользователем. В своё время на автомобилях
стали появляться, так называемые «маршрутные компьютеры», которые,
основываясь на показании датчиков и «мозгов», могли выдавать различную
интересную информацию, например, расход топлива, время в пути, остаток
горючего в баке. Разумеется, умные люди поняли, что если разработать
программное обеспечение для настройки и программатор для прошивки
автомобильного компьютера, можно добиться интересных результатов. Так в
обиходе появился термин «чип-тюнинг», который до сих пор интересен
большинству владельцев продукции АвтоВАЗа. В
результате мы видим, что без компьютерной техники в автомобилях уже не
обойтись, и резонно было бы предположить, что со временем появятся
люди, которые захотят подключить ноутбук к компьютерной шине
автомобиля, дабы «на лету» изменять параметры работы двигателя, либо
управлять встроенной магнитолой и CD-чейнджером. Популярные show-car,
которые можно видеть на различных выставках, наконец-то начали
обзаводиться собственными компьютерными разработками. Вместо
традиционной магнитолы, в торпеде автомобиля появляется ЖК-дисплей, с
«тач-скрином». На самом дисплее, как правило, работает ОС Windows XP,
на рабочем столе которой, в быстром доступе лежат наиболее известные
всем компьютерщикам ярлыки: WinAmp, PowerDVD, OziExplorer. Теперь
давайте попробуем разобраться с тем, как домашний персональный
компьютер попадает в машину, и каким образом будет работать. Как это работает?
Разобрались
с историей, теперь самое время узнать, каким образом компьютер
интегрируется в обычный автомобиль. Что для этого нужно и чем это может
закончиться, а также попробуем разобраться, для какого автомобиля
подобное решение будет гарантированно лишним. На
данный момент существует только два постоянно развиваемых направления
CarPC. Первое – это то, что создаёт производитель автомобиля. Возьмите
любую новую Audi и просмотрите возможности её специально разработанного
компьютера. Гарантируем – удивление это не то слово, которое стоит
использовать в данном случае. Поскольку в системе управления машиной
предусмотрено всё, начиная от климатической установки и заканчивая GPS
навигацией и телевизором.
Расширить
возможности такой системы очень сложно, но именно этим занимается
второе направление CarPC. Самодельные системы управления, которые
позволяют интегрировать в транспортное средство практически любую
функцию. Поскольку на дисплее автомобильного компьютера помимо штатной
системы появляется возможность увидеть рабочий стол знакомой всем
«винды», такой поворот событий кардинально меняет обычные
взаимоотношения водителя с машиной. Начнём с того, что при постоянно
подключенном компьютере к шине автомобиля появляется возможность
использования популярных программ, которые при грамотном использовании
способны полностью облегчить жизнь потребителя. Например, упоминавшийся
ранее Ozi Explorer позволяет использовать навигацию по родным дорогам в
любом удобном месте. Всё, что вам необходимо – загрузить нужные карты
на жёсткий диск компьютера. Но ведь и это ещё не всё. Мы можем
соединить звуковой тракт компьютера по оптическому выходу с центральным
процессором автомобильной аудиосистемы, что в свою очередь открывает
новые мультимедиа возможности машины, после чего понятие «домашний
кинотеатр» плавно перетекает в «автомобильный». И как всегда,
возможности хранения данных целиком и полностью зависят от объёма
используемой памяти. У компьютера есть USB-входы, следовательно, мы
можем подключить к системе клавиатуру и мышь, а это позволит работать в
автомобиле не хуже, чем дома или в офисе. А, так как хорошая Wi-Fi
антенна выглядит стильно, её можно отлично разместить под задним
стеклом, и у вас появляется возможность использовать незащищенные
«хот-споты». А
если подключиться к автомобильному компьютеру через диагностический
разъём и скачать нужное программное обеспечение, у вас появиться
возможность считывать ошибки системы без участия автосервиса. Программа
CarSoft вам в этом поможет. Проблемы и перспективы
Самая
большая сложность в создании такой системы, это даже не её подключение
к машине (с этим проблем меньше всего), а подбор правильно работающих
компонентов, которые не боятся суровых российских реалий. Под
«реалиями» мы подразумеваем перепады температуры и влажности, а также
кривые руки сервисменов. Затем важен выбор операционной системы, ведь
Windows XP это хорошо, но стабильность работы всё же остаётся за Unix
системами. Использование последних лишает пользователя возможности
выбора win-софта, что в конечном итоге превращает идею CarPC в
бесполезное действо. Кроме того, аппаратная часть CarPC должна быть
выполнена на основе компонентов, которые не будут бояться тряски,
следовательно, применение обычных жёстких дисков становится
невозможным, т.к. они просто будут постоянно осыпаться. Выход в
использовании flash-памяти видится очевидным, однако и здесь всё не так
просто. При резких перепадах температур образуется конденсат, вы можете
видеть его на стёклах автомобиля зимой, а упоминание можно найти в
инструкции к любому hi-tech устройству. Так как электропроводность воды
ни у кого не вызывает вопросов, необходимо найти решение проблемы и нам
кажется, что одним из способов может быть установка предпускового
подогревателя Webasto или его аналогов. Обычный CD/DVD-привод боится
тряски, следовательно, нам нужно либо не использовать его вообще, либо
подключать при необходимости через USB или FireWire внешнее устройство.
Зато
в остальном вопросов практически не возникает, процессор подойдёт
любой, но желательно с невысоким энергопотреблением: материнская плата
форм фактора «mini ATX», блок питания и преобразователь постоянного
напряжения. Разумеется, многие понимают, что идеальным CarPC в данном
случае является «баребон», оборудованный жёстким диском от ноутбука и
имеющий гигантский запас flash-памяти на борту. Обилие внешних
USB-портов и размеры, делают Barebone системы самыми перспективными в в
этой области. Если в вашей машине нет монитора, то никаких проблем это
также не вызывает. Достаточно приобрести ЖК-панель небольшого размера и
оборудовать её «touch screen» сенсором, разумеется, на рынке есть и
готовые решения, только их стоимость может напугать любого. А
теперь поговорим о том, к чему всё это может привести. Кроме шуток,
относительного того, что финалом работ послужит полное исчерпание
финансовых запасов, мы можем добавить следующее: скорее всего, вам
придётся оставить затею, ибо одна только «вебаста» будет стоить не
менее тысячи долларов, а сам баребон ещё столько же. Кроме того, вам
придётся штудировать документацию по автомобильным шинам, коих на рынке
просто нет. Производители транспортных средств стараются скрыть от
любопытствующих умов любую информацию о своих цифровых решениях. Во
многих современных автомобилях, таких как Audi, уже не первый год
применяются оптические шины, несущая в данном случае не требует
использования ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь). Вы можете
представить себе, какой уровень знаний и техники потребуется для
внедрения компьютера в цифровую шину автомобиля. С аналоговой шиной всё
намного проще, поскольку существующие адаптеры от упомянутого ранее
CarSoft подойдут ко всем автомобилям вне зависимости от того, какой тип
диагностического разъёма они поддерживают. Здесь ещё помогает то, что
большинство автомобилей последних 10 лет оборудованы разъёмом OBD и
OBD2, информацию о которых можно найти в сети.
Протокол OBD вообще универсален и для инсталлятора CarPC может здорово облегчить жизнь. Кому это не нужно? Положа
руку на сердце, мы полагаем, что внедрение CarPC в автомобиль нужно
только владельцам относительно нестарых иномарок и нестареющих духом
(Audi, BMW, Mercedes) начала 90х годов. В совсем современные автомобили
установка CarPC скорее всего превратится в экстремальное удовольствие
уже на стадии подключения компьютера к дисплею машины. Проводов много,
права на ошибку нет. Производители аппаратных комплектующих не
торопятся сделать что-то полезное для энтузиастов, а существующие
решения очень дороги. Так что всем остаётся только ждать и продумывать
варианты развития событий. Кое-кто, разумеется, не ждёт. В России
известны два случая интересных цифровых решений и оба эти случая
касаются автомобилей BMW. Речь идёт о BMW 850CSi и BMW M3, фотографии
которых, обошли практически все известные компьютерные ресурсы. Заключение Как
вы уже наверняка поняли, CarPC целиком и полностью остаётся уделом
обеспеченных энтузиастов. Каждый из вас может попробовать себя в этом
хитром деле и мы думаем, что результат такой работы не заставит себя
долго ждать. Вы как минимум узнаете намного больше о своём автомобиле,
а как максимум сделаете его неповторимым. Для тех, кто считает тему
слишком сложной и непонятной, мы предлагаем поподробнее окунуться в
тему CarAudio, которая представлена на рынке куда шире, чем всё
остальное. Напомним, что любой современный автомобильный DVD-плеер с
ЖК-дисплеем поддерживает композитный AV-вход, так что дерзайте.
Цифровая автомобильная электроника все громче заявляет о себе. Источник 3Dnews
18.03.2009 16:03:11
Компьютер в автомобиле – будущее не за горами
Дмитрий Зиновьев
Подавляющее большинство не просто об
этом не знают, а даже не могут придумать, зачем нужно прятать
полноценный компьютер в машину и представляют себе 17” монитор на
пассажирском сиденье с клавиатурой и мышкой на коленях. На самом деле
всё совсем не так.
Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Эта фраза
знакома нам всем с детства, и, наверное, многие помнят, когда
автомобиль был именно роскошью. Сейчас же авто есть у очень большого
количества людей, о чём свидетельствуют пробки на магистралях;
количество людей, садящихся за руль, с каждым годом только
увеличивается. Соответственно, автомобилестроение развивается,
появляются новые дизайны и моды на них, совершенствуется автомобильная
начинка.
О начинке мы сегодня и поговорим, а точнее – о компьютерной начинке современных автомобилей.
Наверное, не многим автомобилистам знакомо понятие CarPC или
автомобильный компьютер. Эта область сейчас находится в состоянии
развития GPS-навигаторов в 2002 году. Некоторые об этом уже знают, у
кого-то автомобильный компьютер уже есть, но подавляющее большинство не
просто не знают, а даже не могут придумать, зачем нужно прятать
полноценный компьютер в машину и представляют себе 17” монитор на
пассажирском сиденье с клавиатурой и мышкой на коленях. На самом деле
всё совсем не так.
Автомобильный компьютер своими руками
К настоящему моменту существуют два типа автомобильных компьютеров.
Первый тип – это классический CarPC на базе операционной системы
Windows или Linux. Подобные системы – удел энтузиастов, которые готовы
самостоятельно взять на себя разработку как аппаратной части, так и
программной. Конечно же, промышленные разработки в данной области есть,
но представляют собой скорее частные комплектующие, нежели целые
системы в сборе.
Сейчас в большинстве случаев CarPC представляет собой следующее.
Небольшой системный блок на базе платформы с низким электропотреблением
стоит в бардачке или багажнике.
Изображение с компьютера выводится на небольшой монитор 7” или
8” в диагонали, оснащённый тачсенсором. Этот монитор встроен в торпеду
и через него осуществляется управление компьютером.
Сам же компьютер может быть подключен к любым системам автомобиля. Что даёт подобная система?
В первую очередь – это неограниченный выбор программного
обеспечения, а как следствие, применение компьютера ограничено лишь
фантазией и возможностями разработчика/владельца. Самое примитивное
использование – мультимедиа. Иметь в машине DVD проигрыватель,
музыкальную МР3-систему с 5.1 аудиовыходом, навигационную систему с
полным набором карт любой местности, при этом карты
могут быть как векторные, так и растровые, то есть отсканированные с
любого атласа. При желании можно ездить хоть по карте с пачки
«Беломора». Второе использование - это привязать компьютер к
автомобилю. Это даст маршрутный компьютер (определение средней
скорости, расхода и так далее), контроль всех автомобильных
электросистем и их диагностику – очень полезная функция, в особенности,
если можешь отремонтировать машину сам. Плюс к этому – все охранные
функции. При желании автомобиль можно превратить в «форт Нокс», который
будет голосом звонить на телефон и рассказывать, кто его угнал,
одновременно отсылая во все стороны Интернета фотографии угонщиков и
местных достопримечательностей с точными координатами автомобиля в
пространстве.
Согласитесь – приятные перспективы, вот только есть один недостаток.
Всё это придётся собирать, придумывать, клеить и программировать
самостоятельно. В процессе создания вы разберёте ваш автомобиль на
куски, достанете всю документацию по электросхемам, научитесь работать
с пластиком, чтобы красиво вклеить монитор в торпеду, а также сёрфить
по Интернету в поисках новых программных оболочек для управления всем
этим добром, или научитесь программировать самостоятельно. Впрочем,
одно другому не мешает. Именно поэтому CarPC является уделом
энтузиастов и фанатов, любящих всё, что связано с железом.
Но, к сожалению, направление CarPC может не развиться до состояния,
когда можно будет пойти в магазин и купить CarPC в сборе, а затем
установить его в ближайшем же сервисе, как это сейчас происходит с
GPS-навигацией. Кстати сказать, в начале статьи GPS навигация в 2002
году была упомянута неспроста, так как тогда она тоже была лишь уделом
энтузиастов, и никто и помыслить не мог, до какой степени GPS получит
распространение ныне. Что же касается CarPC, то распространения он
может не получить по причине наступающих на пятки штатных автомобильных
систем.
Штатные системы
Штатные системы и есть второй тип автомобильных компьютеров. На
проходящей сейчас выставке ММАСы было представлено огромное количество
новых автомобилей с уже встроенными автомобильными компьютерами, а вот
про компоненты для CarPC на всей выставке не было сказано ни слова. С
нашей точки зрения это показатель, так как многие производители не
видят будущего «первого типа» компьютеров и своим «невидением» лишают
их будущего. Замкнутый круг. Почему так? Да всё просто – куда выгоднее
изначально установить автомобильный компьютер при сборке автомобиля,
чем потом запутывать в него километры провода и разбираться с
пользователями, которые не могут понять, почему у них вылетает синий
экран смерти.
Что же представляют собой штатные системы? Системного блока у
подобных компьютеров нет - все они имеют модульную структуру. Например,
есть установленный в багажнике модуль GPS, который соединён с модулем
ТВ-тюнера, установленным там же, радиомодулем, модулем цифрового
музыкального процессора (DSP), музыкального усилителя, головным
устройством и так далее. Все эти модули контролируются через единую
шину данных, например I-Bus для BMW, и получают через эту же шину
информацию о нажатых кнопках на панели управления вне зависимости от
местоположения этой кнопки. Выглядят все эти системы идеально в стиле
автомобиля. Экран и кнопки полностью влиты в дизайн торпеды, все модули
стоят на своих местах и работают так, как это придумал производитель.
Какие же возможности дают нам современные штатные системы?
Да почти те же самые, что и CarPC, собранные энтузиастами.
Навигационная система, воспроизведение DVD и MP3, просмотр TV,
маршрутный компьютер, управление подвеской, кондиционером, предпусковым
нагревателем (если он есть) и так далее. Единственное, чего не даёт
штатная система, это свободы выбора. Вы будете видеть только то, что
придумал производитель на заводе. Вы не сможете расширить
функциональные возможности этого компьютера и даже не сможете изменить
внешний вид, единственное, что вы сможете выбрать это цветовую палитру,
да и то не всегда. Вы не сможете использовать бесплатно
распространяемые карты местности и в большинстве случаев у вас вообще
не будет работать навигационная система, так как она требует
специфических карт. Для примера, сейчас карта Москвы есть только у уже
упомянутой ранее, компании BMW, других областей и городов нет, и
стоимость этой карты у дилера BMW в районе 900 евро.
Казалось бы, что в такой ситуации CarPC лучше или как минимум
способен противостоять конкуренции с штатными системами, но есть один
минус, который перекрывает многие плюсы CarPC – это надёжность и
лёгкость управления. Дело в том, что обычный человек, не энтузиаст, не
готов разбираться с оболочками и совместимостями. Ему нужно, чтобы
после поворота ключа у него быстро зажёгся экран с меню, где он может
выбрать то, что ему нужно. Нужно, чтобы система беспрепятственно
стартовала при -25 на улице и работала как заяц с батарейкой
энерджайзер, а CarPC на базе обыкновенных комплектующих в большинстве
случаев стабильностью похвастаться не может. Это могли бы изменить
производители аппаратного обеспечения, но пока что не торопятся это
делать и предлагают использовать для CarPC промышленное оборудование,
стоимость которого из-за малого распространения находится высоко за
облаками. Поэтому, у классического CarPC будущее в недалёкой
перспективе лишь одно – удел энтузиастов. А дальше лишь время расставит
всё по своим местам.
При написании материала были использованы фотографии с форума pccar.ru
Оригинал статьи на Ferra.ru
17.03.2009 13:11:40
Как выглядит автомобильный компьютер
Мы
уже привыкли, что домашний компьютер может все. Он способен быть рабочей
станцией, музыкальным центром, телефоном, телевизором, кинозалом и игровой
зоной, источником информации и общения и многим другим. И почему бы такому
универсальному устройству, как компьютер, не поселиться в машине? Там он сможет
объединить в себе функции всех самых навороченных магнитол и навигаторов, а так
же предоставить пользователю множество других возможностей, вообще нетипичных
для автомобиля.
НЕ КАЖДЫЙ КОМПЬЮТЕР... КОМПЬЮТЕР! |
Автомобильный
компьютер часто путают с компьютером бортовым, хотя он не имеет с ним ничего
общего, кроме названия. Бортовой компьютер — это простенькое устройство:
интерфейс с небольшим ЖК-дисплеем и парой клавиш, который соединен с блоком
управления двигателем и позволяет водителю пользоваться информацией вроде
ежедневного пробега, мгновенного расхода топлива, напоминаний о необходимости
пройти ТО и т. д.
Наиболее
навороченные бортовые компьютеры могут принимать от блока управления сигнал о
неисправности и расшифровывать его на экране в виде текстовых подсказок — что
вышло из строя и как теперь быть. Ни о каких иных возможностях, операционных
системах или программах речь не идет.
|
ОТ КАМЕННОГО ВЕКА К…
Кстати,
самые первые carPC появились именно от неудовлетворенности автомагнитолами.
Были они сплошь кассетными, ибо редкие и дорогие «сидишные», кроме аудиодисков, ничего не проигрывали. А
формат MP3 в машине иметь уже хотелось, да еще и в комплекте с возможностью
хранить MP3-файлы, желательно в неограниченном количестве — как на
домашнем компьютере. В общем, очевидная мысль — установить компьютер в
автомобиль — постепенно начала посещать светлые головы.
Для
этого предстояло решать задачи сложные и
героические. Самой большой трудностью была
добыча информации об MP3-треках без монитора и управление ими без клавиатуры и мыши.
Путем сложных экспериментов был придуман и создан выносной модуль-контроллер
с несколькими кнопками и небольшим ЖК-дисплеем, который располагался рядом
с водителем и подключался к стоящему в багажнике системному блоку. Этот
контроллер отображал музыкальные треки и позволял ими управлять. В общем, после
преодоления многих проблем счастливчик получал здоровенный сундук в багажнике,
который хранил и даже успешно воспроизводил MP3-музыку. И все — больше эта
конструкция ничего не умела.
Когда
CD/MP3-ресиверы перешли в категорию доступной техники, а автомобильные
ЖК-мониторы всех видов перестали быть экзотикой, развитие автокомпьютеров пошло
по «домашнему» направлению. Пользователям захотелось иметь в машине все функции
PC. Причем не только те, которые компьютер выполняет дома, но и чисто
автомобильные фишки, типа GPS-навигации или дорожной видеорегистрации...
И
появилось целое движение технофанатов, которые увлеченно взялись оснащать
компьютерами свои автомобили.
ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ УСТАНОВИТЬ CARPC
Однако
автомобильные магнитолы с каждым днем обрастают новыми функциями, причем
достаточно серьезными, поэтому отношение к автомобильным компьютерам у многих
водителей довольно скептическое: «Да у меня магнитола и музыку, и видео крутит,
а у знакомого вообще все есть — даже большой дисплей выезжает, на нем и
видео, и навигация! Что еще нужно? Зачем компьютер?!»
Мнение
это весьма распространенное, вызвано оно и красивой рекламой новинок в
автомобильной прессе, и полной неосведомленностью публики о таком явлении, как
автомобильные компьютеры. Поэтому о функциях carPC четкое представление
имеют только единицы. Значит, нужно провести сеанс ликбеза и подробно
рассказать о том, почему автомобильный компьютер — это хорошо.
Причина первая
Автомобильный
компьютер полезен в повседневной эксплуатации. Правда, как мы уже сказали,
очевидно это далеко не всем. Ведь каждая вторая магнитола воспроизводит все
форматы аудио- и видеофайлов на собственном или внешнем мониторе, навигаторов
всех форм и цветов — завались, GPRS-интернет — на каждом
коммуникаторе. Но это все куча разных устройств. А carPC — один, и дает
все, что только можно потребоваться в машине, и даже намного больше.
Но
главный мегаплюс — уникальные по сравнению с любой аппаратурой
универсальность и гибкость системы. Возник новый формат аудио- или видеофайлов —
нужно всего лишь установить на компьютер соответствующий плеер или кодек.
Появился повсеместно быстрый интернет WiMax — достаточно просто докупить
USB-WiMax-адаптер. Выпустили новую очередную навигационную программу — ну
так надо ее протестировать, установив демоверсию программы в дополнение к уже
имеющимся пяти. С мультимедийными магнитолами и коммуникаторами подобные фокусы
не пройдут: апгрейд железа и софта либо весьма дорог, либо вовсе невозможен.
Причина вторая
Заполнение
пустот. СarPC поселяются в любых машинах, от «газели» до BMW, но наиболее уместны они (в
первую очередь при некоммерческой — самостоятельной — установке) все
же в тех авто, где чего-то не хватает. Недорогой или немолодой автомобиль
кажется пустоватым, несовершенным, вызывает желание наворотить там
всякого-разного, на что, заказывай владелец штатные опции, ушло бы целое
состояние. Поэтому carPC — отличный способ недорого оснастить свое авто
уникальными приборами, которых нет и не будет у аналогичной машины, а то и
классом выше.
Причина третья
Эксперименты
с carPC может начать любой, причем финансовые затраты будут минимальными, тогда
как шансы на успех — наоборот, очень высокими. Успех, кстати, может стать
не только сугубо функциональным, когда автомобиль будет укомплектован под нужды
владельца от и до — чуть ли не тапочки в зубах будет ему подносить. Таким
нехитрым образом можно еще и пыль в глаза пускать. И это несмотря на то, что
публика уже наелась публикациями о тюнинге, нагулялись по разным
«Автоэкзотикам», а меганавороченные аудиоинсталляции редко кому сносят башню.
Но при этом компьютер в автомобиле для большинства людей все еще остается
чем-то удивительным. И простейший комплекс из системника (сюда подойдет
ноутбук с разбитой матрицей за скромные $200), подключенный к недорогому
монитору и AUX-входу автомагнитолы, аккуратно установленный в автомобиль,
производит на людей неизгладимое впечатление — вроде джакузи вместо
заднего сиденья.
Причина четвертая
Техническое
творчество и эксперименты. Компьютерная техника с ее унифицированными разъемами
и легким монтажом многим позволяет чувствовать себя технарями и уверенно
реализовывать свой техническо-творческий потенциал. Компьютер в автомобиле —
широчайшее поле для экспериментов с железом и софтом в сложных и нестандартных
условиях. Даже идя по упрощенному пути при создании несложной компьютерной
автосистемы, каждый сможет найти оригинальные и нетипичные технические решения,
которые позволяют сильно поднять личную самооценку.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА
Впрочем,
перечисленные нами причины кому-то могут показаться неубедительными — техноромантики
далеко не все, практичных скептиков куда больше.
Для
них разберем автомобильный компьютер от А до Я.
Начнем
с его функций. Во всем ворохе возможностей carPC можно выделить четыре основных
направления: мультимедиа, навигация, видеорегистрация и доступ в интернет.
Мультимедиа
«Всеядность»
современных мультимедийных автомагнитол относительна: некоторые форматы аудио-
и видеофайлов они не поддерживают, а если и соглашаются милостиво воспроизвести
песенку, то получается это криво и странно. Количество поддерживаемых
магнитолами кодеков ограничено, а обновить их по компьютерной методе — скачав последний K-Lite —
невозможно. Поэтому сarPC — несомненный лидер по поддержке всех типов
мультимедийных файлов и носителей, а так же по управлению ими.
|
Мультимедийная программа-оболочка для удобства управления при движении
|
Ни
одна магнитола не обладает полным набором интерфейсов для внешних источников
мультимедиа: у одной нет линейного входа, у другой — USB, никто не читает
карты типа CF, XD или Memory Stick, а адаптер для iPod часто идет как
очень дорогая опция. CarPC способен работать со всеми типами медианосителей
и медиаисточников с помощью CD/DVD-привода, AUX-входа, кард-ридера, USB-хаба,
«блютуса» для A2DP-плееров, телефонов и hands-free. Разумеется, нет никаких
проблем с количеством вложенных папок, одновременно выводимых на экран треков и
роликов, созданием плейлистов, отображением русских названий, управлением
файлами (переименование, перемещение, систематизация).
Ценителям
качественного звука carPC может предложить значительно больший сервис, нежели
основная масса головных устройств. Разнообразие настроек и функций
звуковоспроизводящих программ вкупе с высококачественной звуковой картой позволят
создать концертный зал на колесах или машину соревновательного уровня. И все
это — с меньшими затратами, нежели предлагают автоаудиобренды на базе
своих «голов» и звуковых процессоров. Желающим построить автокинозал понравится
легкость реализации 5.1-канального «дивидишного» звука, так как выбор
автомагнитол с выходом DTS или Dolby Digital пока невелик, а наличие его
далеко не всегда гарантирует соответствие магнитолы всем остальным вашим
пожеланиям.
Компьютерные
игры в машине в их современном понимании — фанатизм, граничащий с
безумием, и с этим нельзя не согласиться. Однако несложные, но яркие и
красочные игрушки из разряда тех, что принято называть офисными, никогда не
будут лишними. И ребенка отвлечь, и самому скрасить ожидание в пробке,
покрутив, скажем, лягушку «Зумы». Тем более что ресурсов «железа» они не
требуют. И потянет их carPC в любой конфигурации.
Навигация
«Услуги»
навигации предоставляют несколько разновидностей устройств, и все они — не
без недостатков.
У
большинства PND (portable navigation device) главная проблема — неспособность
получать извне информацию о пробках и с ее учетом корректировать маршрут.
Путеводные свойства большинства программ схожи, но их функциональность без
информации о пробках резко падает. Для некоторых пользователей — даже до
состояния полной непригодности. Также нет возможности устанавливать более одной
навигационной программы (для Москвы, иных крупных городов или бездорожья удобен
разный софт), да и карты к популярным «путеводителям», типа iGO, «Навител
Навигатор», «Автоспутник», «Garmin Навиком» обновляются в лучшем случае раз в
полгода, что в условиях постоянно растущих и перестраивающихся городов — непозволительно
долго.
|
На экране 8 дюймов навигация гораздо нагляднее!
|
Еще
одна проблема — маленькие дисплеи. Правда, казалось бы, голосовые
подсказки дают возможность почти не смотреть на экранчик устройства и
радоваться исключительной компактности девайса. Реально же роль дисплея гораздо
выше, а на таких мониторах почти ничего нельзя разглядеть (особенно при
уменьшении масштаба), да и оперативно управлять устройством пальцем непросто.
Самые
верные и оперативные данные о пробках есть в тех навигационных программах,
которые используют данные обратной связи без влияния человеческого фактора,
автоматически. Для работы с этими программами нужен выход в интернет. GPS-приемник
в составе навигационной системы всегда знает, с какой скоростью машина движется
и в каком направлении. Эту информацию он регулярно сбрасывает через GPRS на
сервер. И уже программа на сервере формирует максимально объективную и
актуальную картинку, основанную на информации от тысяч реально движущихся (или
стоящих) по реальным улицам города автомобилях. Так, например, получает (и,
соответственно, раздает пользователям) данные о пробках навигационный софт CityGuide (www.probki.net).
А еще CityGuide обещает бесплатное
ежедневное мобильное обновление карт через GPRS. Если сегодня где-то появился
«кирпич» или пропал поворот, завтра это уже будет на вашей карте.
Использовать
навигационные программы с реальной информацией о пробках и оперативно получать
обновления карт позволяют коммуникаторы или смартфоны с GPRS- и GPS-модулями. К
тому же на них можно устанавливать сразу несколько навигационных программ. Но и
они не лишены тех минусов, что и PND: диагонали дисплея коммуникатора в 3-4’’ объективно
недостаточно для навигации. Что уж говорить о крошечных экранчиках смартфонов.
Навигация
на дисплеях в 6,5-7’’ имеется в некоторых мультимедийных головных устройствах
(магнитолах) и некоторых штатных аудиосистемах. Но картину опять-таки портят
отсутствие GSM/GPRS и, как следствие, данных о пробках и плохое обновление
карт.
CarPC
же совмещает все лучшие функции и добавляет свои. Проблемы с пробками и свежими
картами решены так же, как и на коммуникаторах/смартфонах: CityGuide, GPS-приемник
и GPRS-или CDMA-модем — и на экране
полноценная векторная карта, пробки и обновления. Кроме возможности установки
нескольких программ мощный процессор позволяет одновременно использовать и
браузер, и MP3-плеер. Винчестер способен хранить множество карт, в том числе и
увесистых растровых. Да и дисплеи с диагональю 7-8’’ и разрешением 600х800
точек радикально отличаются как от небольших экранов портативных устройств, так
и от больших экранов магнитол, которые выводят данные на экран с куда меньшим
разрешением.
Именно
carPC способен дать максимально эффективную навигацию. Но он даст ее человеку,
который не ленится работать головой и пользуется с помощью автокомпьютера
лучшими свойствами различных навигационных источников. Идеального софта нет. И
даже казалось бы эффективных программ, вроде CityGuide, не всегда достаточно.
Поэтому продвинутые «карписишники» не пренебрегают никакими источниками
информации, которые может дать carPC — и ресурсом «Яндекс.Пробки», и
данными «Смилинка», и изображением с дорожных веб-камер.
Видеорегистрация
Тем,
кто много времени проводит за рулем, часто приходится сталкиваться с
проблемными ситуациями. Это и пресловутые «подставы», и аварийные дела, и
вымогательство гаишников. Да и вообще в целом наши дороги и наши водители —
тот еще зоопарк, и любителям забавных, необычных или даже трагичных
видеороликов есть что поснимать — только успевай сливать на YouTube. Поэтому непрерывная
видеозапись дорожной ситуации — важный фактор личной безопасности и
отдушина для «сам-себе-режиссеров», у которых часто время, проведенное за рулем —
единственно свободное для любительской съемки.
|
Многофункциональный видеорегистратор серии GDV
|
Многие
знают о компактных видеорегистраторах на флэш-памяти за сотню баксов. Однако иначе
как игрушками их назвать трудно. Примитивный функционал, несменная камера с
маленьким разрешением и плохой светочувствительностью, низкая частота кадров. А
у некоторых даже отсутствует видеовыход, чтоб тут же, на трассе,
продемонстрировать снятое видео оппоненту — второму участнику ДТП,
«подставщику» или гаишнику, дабы разрулить ситуацию на месте.
Эффективная
техника тоже есть, но о ней известно куда меньшему количеству автолюбителей.
Это приборы, регистрирующие на флэш-памяти или жестком диске сигналы с четырех
и более камер, причем записывается как изображение, так и звук.
Видеорегистраторы работают с любыми камерами, в том числе с беспроводными, и
способны включаться по сигналу охранной системы, накладывать на изображение
GPS-координаты, действия водителя (включение поворотников, стоп-сигналов,
габаритов, открытие дверей) и т. д.
Например,
хорошим функционалом отличаются устройства серии GDV (www.cardvr.ru).
Небольшое энергопотребление позволяет им писать видео ночь напролет и
фиксировать все — от малолетних хулиганов, забравшихся в автомобиль у
подъезда, до номера машины, зацепившей вас при маневре на парковке и скрывшейся
с места ДТП. Впрочем, цена этих устройств впечатляет не меньше, чем их
возможности — стоимость регистратора составляет 14-16 тысяч рублей. И
это только за устройство (без камер, памяти и монитора), которое, кроме
видеозаписи, ничего больше не умеет.
Поэтому
за такую сумму куда практичнее установить гораздо более многофункциональный
carPC. Ток он, разумеется, потребляет больший, и оставлять его в режиме
видеозаписи на ночь — рискованно. Это, конечно, минус. Но зато
единственный. А манипуляциями с видеозаписывающим софтом, различными типами
камер, платами видеозахвата и производительностью системы можно решать
практически любые задачи. Сюда относится съемка «глазами водителя», обзор
при маневре задним ходом, запись общения с пассажирами или собеседником с
противоположной стороны двери, отправка видеоролика через GPRS и т. д.
Этим автомобильный компьютер отличается от навороченных специализированных
систем видеонаблюдения, где все критичные для водителя недостатки приходится
принимать такими, как есть, без возможности их исправить.
Интернет
Без
выхода в интернет любой компьютер сегодня если не мертвец, то уж точно инвалид.
Стоимость и скорость различных видов мобильного интернета комментировать не
будем — каждый решает сам для себя, какого количества байтов в секунду ему
достаточно для комфортной навигации в Сети.
Нам
важно потенциальное наличие нормального развлекательного серфинга по
интернету как дома — с посещением ненужных ссылок только любопытства
ради, параллельным скачиванием полезных программ, забавных видеороликов, флэш-мультиков
и прочей ерунды, без которой уже не мыслит интернет-навигации избалованный
безлимиткой пользователь.
Интернет
на экране коммуникатора с диагональю 2-3’’ пригодным для нормального
использования назовет только отчаянный оптимист. Ну, почту посмотреть, погоду,
адрес, в аське поболтать — еще туда-сюда. Но не более. Все остальное —
труднообъяснимый мазохизм. Поэтому, если вы уже не мыслите без нормального
(подчеркиваем: нормального!) интернета свою жизнь, то для вас и вашего
автомобиля подойдет только carPC — среди разнообразных предложений на
рынке car-аудио и car-мультимедиа аналогов
практически нет.
ДОРОЖНЫЕ ВЕБ-КАМЕРЫ |
Кстати,
помощь интернета в деле навигации не ограничивается информацией о пробках и
обновлением карт. Неплохим подспорьем порой оказывается просмотр изображений с
веб-камер, установленных на дорогах. Количество их весьма скромное, и может
показаться, что проку от них нет. Но это не совсем так.
Камеры
стоят, как правило, в таких узловых местах, через которые открывается (или
наоборот — запирается), выход на важные магистрали и направления. Поэтому
человек, знающий город и геометрию транспортных потоков, может делать весьма
дальновидные выводы из скудной, на первый взгляд, информации с одной
единственной камеры на достаточно значительном маршруте.
Например,
на www.taganka.cpms.ru/camera.php можно посмотреть на Таганскую площадь и на
площади трех застав — Крестьянской, Рогожской и Абельмановской.
|
КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ?
Разобравшись
с функциональным многообразием автомобильных компьютеров, перейдем к
архитектуре carPC.
По большому счету,
автомобильный компьютер с точки зрения своего устройства мало чем отличается от
компьютера домашнего. А это значит, что должен как минимум существовать
системный блок — мозг всего автомобильного компьютера.
|
Безкорпусный монтаж carPC в нише заднего левого крыла Volkswagen Golf
|
В
«хоббийном» варианте чаще всего системный блок бывает самодельным — в виде многочисленных
вариантов разнообразных ящиков из металла и пластика, которые владелец
наполняет нужным ему железом. Размещается корпус под сиденьями, в багажнике, в
бардачке — где угодно. Не редкость и «открытое» оформление, когда
материнская плата и все прочие компоненты монтируются на куске какого-нибудь
листового материала. Подобная компоновка удобна для размещения в естественных
пустотах автомобиля — например, в нише крыла в багажнике.
Для
компактных мобильных и специальных систем предназначены миниатюрные мобильные
блоки (mini, nano и picoITX) и «маложрущие» процессоры. Но их ресурсов
настоящим carPC-маньякам мало, поэтому в компьютеризированных авто сегодня
встречается практически весь ассортимент современных компьютерных компонентов.
В том числе и двуядерные процессоры. Видео и аудио, как правило,
интегрированные (конечно, если владелец — не аудиофил и не фанат игр).
Используются и вибростойкие ноутбучные 2,5’’ жесткие диски, и стандартные 3,5’’.
Оптические приводы, как правило, «слимовые» с щелевой загрузкой, для
подключения используется интерфейс USB.
|
Монитор, встроенный в консоль
|
СРОК ЖИЗНИ CARPC |
Много
вопросов у начинающих энтузиастов carPC и просто любопытных вызывает
способность нормальной работы «домашних» компонентов в автомобильных условиях
вибраций, влажности, перемен температуры.
Этот
вопрос был снят с повестки дня через несколько лет после появления первых
автомобильных компьютеров — все работает без проблем и сбоев. Доказательство —
тысячи компьютеризированных автомобилей, день за днем колесящих по «нашей Раше»
от Краснодара до Якутска.
Впрочем,
для новичков и скептиков есть на эту тему подробные FAQ. Подобные можно найти
на «карписишных» ресурсах: compcar.ru и pccar.ru
|
|
Блоки питания от автомобильной сети 12 вольт
|
Использовавшаяся
пионерами carPC-движения комбинация из
преобразователя-инвертора 12/220 вольт и стандартного AT- или ATX-блока
питания сейчас популярностью не пользуется из-за чрезмерного потребления тока и
частых перезагрузок при вращении стартера. Сегодня применяются несколько видов
специальных блоков питания для автомобильных компьютеров — полностью
готовые промышленные, собранные самостоятельно, и даже переделанные ATX. В
промышленных, а иногда и в самодельных блоках питания обязательно реализована
защита от критического разряда аккумулятора, плюс несколько алгоритмов
включения-выключения. Большинство промышленных блоков имеют
безвентиляторное охлаждение, а некоторые имеют настолько миниатюрные размеры,
что просто втыкаются в разъем питания на материнской плате.
|
В таких условиях куется будущее автомобильной электроники!
|
Дополняют
систему GPS-приемник, модуль Bluetooth, GPRS/CDMA-модем или телефон в роли
модема, камера (одна или несколько), выносные входы для флэшек, кард-ридеры,
USB-хабы, нарульные инфракрасные пульты. В общем, все что душе угодно.
Как
основной интерфейс управления в автомобильном компьютере традиционно
используется сенсорный монитор (с VGA-входом, разрешением от 600х800 и USB-интерфейсом для канала управления),
ибо возиться с мышкой и клавиатурой в салоне не особенно удобно. Среди таких
дисплеев относительно несложно подобрать нужный, хотя по меркам
«неавтомобильного» мониторного рынка выбор более чем скромен. Самая
распространенная диагональ — 7-8’’, при этом монитор может быть в
«автомагнитольном» корпусе 1- или 0,5-DIN с моторизованным дисплеем или
классического типа, как домашний. DIN-варианты
устанавливаются в магнитольные отсеки и могут оснащаться встроенным
FM/TV-тюнером и усилителем. Классические мониторы встраивают в консоли,
подголовники, делают съемными — варианты ограничены только фантазией и,
отчасти, конструкцией автомобиля.
|
carPC под водительским сиденьем. Самодельный корпус
|
Однако
попасть пальцами в ярлычки Windows и кнопки запуска программ во время движения
автомобиля очень непросто, особенно если рассекаете вы не по гладкому
Кутузовскому проспекту, а по сельской «трассе» где-нибудь под Саратовом. Для
помощи водителю используются дополнительные программы-оболочки, заточенные
для работы сенсорных дисплеев в автомобильных условиях. Основная фишка этих
программ — удобные крупные кнопки и быстрый доступ к мультимедиа, как
наиболее востребованному в пути софту и контенту. Одна из самых популярных
подобных программ — In Car Terminal. О ней удивительно лаконично
и грамотно отозвался один из пользователей форума www.pccar.ru: «...некоторое время назад
достигла совершенства, стала бесплатной и прекратила дальнейшее развитие...».
|
Внешний USB оптический привод
|
МАГНИТОЛА ЕЩЕ ПОСЛУЖИТ! |
На
первый взгляд кажется, что при наличии carPC магнитолу, если она была, просто
сам бог велел отправить «ф топку». Но не стоит торопиться.
В
случае недорогой и несложной инсталляции без крутой акустики и дополнительных
усилителей магнитола с двумя парами колонок при помощи своего AUX-входа (или
FM-трансмиттера, если линейного или AUX-входа нет) станет отличной усилительной
частью carPC. Дополнительный плюс — удобный крупный энкодер регулировки
громкости, FM-тюнер с хорошей чувствительностью и избирательностью (а не
«игрушечным» домашним USB-FM-брелоком).
Да и
CD-привод магнитолы придаст системе нелишнюю гибкость. Ведь бывают ситуации,
когда ваша фонотека из сотен гигабайт памяти и WinAmp на крупном дисплее
совершенно не нужны, требуется просто длительное фоновое звучание
незамысловатой музыки — с радио или CD. А на загородном пикнике магнитола
вообще оказывается незаменимой — она потребляет гораздо меньше тока, чем
автомобильный компьютер, поэтому безболезненное время работы для магнитолы на
порядок больше. Понятно, что «умный» блок питания не даст аккумулятору машины
разрядиться насмерть и вырубит компьютер, когда нужно, но этот момент вовсе не
обязательно совпадет с окончанием вашей вечеринки, верно?
|
СДЕЛАТЬ ИЛИ КУПИТЬ?
CarPC —
это в первую очередь технохобби, но, разумеется, есть и «тематические»
коммерческие компании. Несмотря на то, что эта сфера пока не очень развита, уже
существует небольшой рынок частично и полностью готовых устройств и платформ, а
также услуг по их установке или созданию системы с нуля.
|
Системный блок. Готовый покупной
|
Не
хочется собирать системник самому? Пожалуйста, можно приобрести готовый. Блок
промышленного производства с корпусом в виде одного большого радиатора
обеспечит компонентам эффективное пассивное охлаждение, защиту от пыли и
повреждений, а установить его можно под сиденьем или в багажнике. Для автомобилей
с 2-DIN-магнитольным отсеком отлично подойдет системный блок в виде
«магнитольного» корпуса размера 1-DIN, а «вторым этажом» поверх него легко
встанет семидюймовый моторизованный дисплей — тоже в «однодиновом»
корпусе.
|
Все в одном» InFill G4
|
При
желании можно купить не просто системник, но и продвинутый девайс типа
all-in-one, выполненный в «автомагнитольном» формате 1- и 2-DIN: кроме
собственно компьютера там уже есть моторизованный сенсорный дисплей,
GPS-приемник, TV- и FM-тюнеры, усилитель и DVD-привод. Останется только подключить
устройство к 12-вольтовой бортовой сети.
На
базе готовых системников собрать собственный автокомпьютерный комплекс гораздо
проще, а устройство «все в одном» вообще можно самостоятельно инсталлировать за
полдня. Если не сильно морочиться с мелочами вроде не очень красиво проложенных
проводов, эта работа покажется не сложнее установки автомагнитолы.
Разумеется,
эти услуги могут предложить установочные студии и центры. Многие уже не делают
круглых глаз при виде заказчика, желающего компьютеризировать свое авто, а тут
же берут в работу его идеи или предлагают свою концепцию. Как на базе
вышеупомянутых компонентов и девайсов, так и с нуля, собирая систему в любом
корпусе и любом месте авто, из любых комплектующих, заказанных клиентом. Уже
даже появились конторы, которые занимаются carPC не постольку-поскольку, а
развивают это направление как основное и перспективное.
|
Установка carPC в автомобиль Toyota Ipsum в установочном центре DigitalCar
|
Сильная
сторона коммерческих инсталляций — качественное внешнее исполнение. Сложные арматурные работы по
сборке-разборке салона, изготовление разнообразных накладок, рамок и иных
декорирующих элементов, покраска в цвет, обтяжка кожей и иными материалами и т. д. —
это то, что «кустарю-одиночке с мотором» часто сделать не под силу из-за
отсутствия инструментов, материалов и навыков. Также услуги профессиональных
установщиков незаменимы, когда необходимо серьезно поработать над
аудиосоставляющей автомобильного компьютера. Конечно, собственно подбор,
установка и настройка комплекса усилителей и акустики не имеет привязки к
источнику звука — разницы между компьютером и автомобильной «головой»
почти нет. Но от этого задача не становится менее трудоемкой и требующей опыта,
знаний и умений, которыми может похвастаться далеко не каждый автовладелец.
Другое
дело, что carPC как явление и движение
зародилось и развивается в первую очередь не на заказчиках готовых систем, а на
тысячах энтузиастов, самодельщиков, экспериментаторов, любителях технического
творчества, нашедших оригинальную нишу для приложения своего креатива и делающих
действительно удивительные вещи.
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ И ФИРМЕННЫХ CARPC
По
прогнозам портала Automotive Design Line, в связи с необходимостью
иметь в машине большую емкость для хранения навигационных карт и
мультимедийного контента, уже в 2010 году все автобренды будут включать
жесткие накопители в состав штатного оборудования машин. Однако это вовсе
не свидетельствует о том, что в 2010 году все машины будут оснащены carPC.
В
принципе, при современных темпах «оцифровки» и информатизации мира компьютер в
автомобиле когда-нибудь станет таким же естественным элементом, как
автомагнитола сегодня.
Вопрос
в том, как он будет выглядеть.
|