Компьютер в автомобиле – будущее не за горами
Подавляющее большинство не просто об этом не знают, а даже не могут придумать, зачем нужно прятать полноценный компьютер в машину и представляют себе 17” монитор на пассажирском сиденье с клавиатурой и мышкой на коленях. На самом деле всё совсем не так.
Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Эта фраза знакома нам всем с детства, и, наверное, многие помнят, когда автомобиль был именно роскошью. Сейчас же авто есть у очень большого количества людей, о чём свидетельствуют пробки на магистралях; количество людей, садящихся за руль, с каждым годом только увеличивается. Соответственно, автомобилестроение развивается, появляются новые дизайны и моды на них, совершенствуется автомобильная начинка.
О начинке мы сегодня и поговорим, а точнее – о компьютерной начинке современных автомобилей.
Наверное, не многим автомобилистам знакомо понятие CarPC или автомобильный компьютер. Эта область сейчас находится в состоянии развития GPS-навигаторов в 2002 году. Некоторые об этом уже знают, у кого-то автомобильный компьютер уже есть, но подавляющее большинство не просто не знают, а даже не могут придумать, зачем нужно прятать полноценный компьютер в машину и представляют себе 17” монитор на пассажирском сиденье с клавиатурой и мышкой на коленях. На самом деле всё совсем не так.
Автомобильный компьютер своими руками
К настоящему моменту существуют два типа автомобильных компьютеров. Первый тип – это классический CarPC на базе операционной системы Windows или Linux. Подобные системы – удел энтузиастов, которые готовы самостоятельно взять на себя разработку как аппаратной части, так и программной. Конечно же, промышленные разработки в данной области есть, но представляют собой скорее частные комплектующие, нежели целые системы в сборе.
Сейчас в большинстве случаев CarPC представляет собой следующее. Небольшой системный блок на базе платформы с низким электропотреблением стоит в бардачке или багажнике.
Изображение с компьютера выводится на небольшой монитор 7” или 8” в диагонали, оснащённый тачсенсором. Этот монитор встроен в торпеду и через него осуществляется управление компьютером.
Сам же компьютер может быть подключен к любым системам автомобиля. Что даёт подобная система?
В первую очередь – это неограниченный выбор программного обеспечения, а как следствие, применение компьютера ограничено лишь фантазией и возможностями разработчика/владельца. Самое примитивное использование – мультимедиа. Иметь в машине DVD проигрыватель, музыкальную МР3-систему с 5.1 аудиовыходом, навигационную систему с полным набором карт любой местности, при этом карты могут быть как векторные, так и растровые, то есть отсканированные с любого атласа. При желании можно ездить хоть по карте с пачки «Беломора». Второе использование - это привязать компьютер к автомобилю. Это даст маршрутный компьютер (определение средней скорости, расхода и так далее), контроль всех автомобильных электросистем и их диагностику – очень полезная функция, в особенности, если можешь отремонтировать машину сам. Плюс к этому – все охранные функции. При желании автомобиль можно превратить в «форт Нокс», который будет голосом звонить на телефон и рассказывать, кто его угнал, одновременно отсылая во все стороны Интернета фотографии угонщиков и местных достопримечательностей с точными координатами автомобиля в пространстве.
Согласитесь – приятные перспективы, вот только есть один недостаток. Всё это придётся собирать, придумывать, клеить и программировать самостоятельно. В процессе создания вы разберёте ваш автомобиль на куски, достанете всю документацию по электросхемам, научитесь работать с пластиком, чтобы красиво вклеить монитор в торпеду, а также сёрфить по Интернету в поисках новых программных оболочек для управления всем этим добром, или научитесь программировать самостоятельно. Впрочем, одно другому не мешает. Именно поэтому CarPC является уделом энтузиастов и фанатов, любящих всё, что связано с железом.
Но, к сожалению, направление CarPC может не развиться до состояния, когда можно будет пойти в магазин и купить CarPC в сборе, а затем установить его в ближайшем же сервисе, как это сейчас происходит с GPS-навигацией. Кстати сказать, в начале статьи GPS навигация в 2002 году была упомянута неспроста, так как тогда она тоже была лишь уделом энтузиастов, и никто и помыслить не мог, до какой степени GPS получит распространение ныне. Что же касается CarPC, то распространения он может не получить по причине наступающих на пятки штатных автомобильных систем.
Штатные системы
Штатные системы и есть второй тип автомобильных компьютеров. На проходящей сейчас выставке ММАСы было представлено огромное количество новых автомобилей с уже встроенными автомобильными компьютерами, а вот про компоненты для CarPC на всей выставке не было сказано ни слова. С нашей точки зрения это показатель, так как многие производители не видят будущего «первого типа» компьютеров и своим «невидением» лишают их будущего. Замкнутый круг. Почему так? Да всё просто – куда выгоднее изначально установить автомобильный компьютер при сборке автомобиля, чем потом запутывать в него километры провода и разбираться с пользователями, которые не могут понять, почему у них вылетает синий экран смерти.
Что же представляют собой штатные системы? Системного блока у подобных компьютеров нет - все они имеют модульную структуру. Например, есть установленный в багажнике модуль GPS, который соединён с модулем ТВ-тюнера, установленным там же, радиомодулем, модулем цифрового музыкального процессора (DSP), музыкального усилителя, головным устройством и так далее. Все эти модули контролируются через единую шину данных, например I-Bus для BMW, и получают через эту же шину информацию о нажатых кнопках на панели управления вне зависимости от местоположения этой кнопки. Выглядят все эти системы идеально в стиле автомобиля. Экран и кнопки полностью влиты в дизайн торпеды, все модули стоят на своих местах и работают так, как это придумал производитель. Какие же возможности дают нам современные штатные системы?
Да почти те же самые, что и CarPC, собранные энтузиастами. Навигационная система, воспроизведение DVD и MP3, просмотр TV, маршрутный компьютер, управление подвеской, кондиционером, предпусковым нагревателем (если он есть) и так далее. Единственное, чего не даёт штатная система, это свободы выбора. Вы будете видеть только то, что придумал производитель на заводе. Вы не сможете расширить функциональные возможности этого компьютера и даже не сможете изменить внешний вид, единственное, что вы сможете выбрать это цветовую палитру, да и то не всегда. Вы не сможете использовать бесплатно распространяемые карты местности и в большинстве случаев у вас вообще не будет работать навигационная система, так как она требует специфических карт. Для примера, сейчас карта Москвы есть только у уже упомянутой ранее, компании BMW, других областей и городов нет, и стоимость этой карты у дилера BMW в районе 900 евро.
Казалось бы, что в такой ситуации CarPC лучше или как минимум способен противостоять конкуренции с штатными системами, но есть один минус, который перекрывает многие плюсы CarPC – это надёжность и лёгкость управления. Дело в том, что обычный человек, не энтузиаст, не готов разбираться с оболочками и совместимостями. Ему нужно, чтобы после поворота ключа у него быстро зажёгся экран с меню, где он может выбрать то, что ему нужно. Нужно, чтобы система беспрепятственно стартовала при -25 на улице и работала как заяц с батарейкой энерджайзер, а CarPC на базе обыкновенных комплектующих в большинстве случаев стабильностью похвастаться не может. Это могли бы изменить производители аппаратного обеспечения, но пока что не торопятся это делать и предлагают использовать для CarPC промышленное оборудование, стоимость которого из-за малого распространения находится высоко за облаками. Поэтому, у классического CarPC будущее в недалёкой перспективе лишь одно – удел энтузиастов. А дальше лишь время расставит всё по своим местам.
При написании материала были использованы фотографии с форума pccar.ru